«На бумаге было гладко…» — эта слегка видоизмененная фраза Л. Н. Толстого давно уже считается пословицей. Также это можно отнести к случаям установки тахографов. Изначально благое намерение контролировать рабочее время водителей во избежание несчастных случаев, связанных с перегрузкой, превратилось в ряд юридических сложностей при реализации.
Кому стоит устанавливать тахограф в России, кого штрафуют за отсутствие устройства, если установленное устройство соответствует нормативам — эти и другие проблемы мы подробно разберем в этом материале.
- Что такое тахограф и для чего нужен?
- Закон о тахографах для грузовиков
- Сплетни, слухи и реальность
- На какие транспортные средства ставится?
- Сроки установки тахографов на пассажирские микроавтобусы (типа М2 и М3 — от 8 пассажиров)
- Кому не нужен тахограф?
- Нужен ли тахограф в грузовике?
- На газель?
- На самосвал?
- На кран-манипулятор?
- Установка тахографа на грузовой автомобиль и ее стоимость
- Как подключить автотахограф?
- Список мастерских по установке тахографа, допущенных Минтрансом
- Как работает тахограф в автомобиле?
- Правила пользования тахографом для водителей
- Штраф за отсутствие тахографа
Что такое тахограф и для чего нужен?
Тахограф — это устройство, которое измеряет ряд параметров автомобиля, конечным результатом которых является история рабочего дня водителя: сколько времени он находился в дороге, с какой скоростью он двигался, пройденное расстояние, сколько отдых, кратковременные тепловые паузы, непрерывные участки дороги и т д.
На основании полученной информации компетентные органы могут заявить о нарушении трудового законодательства. Но в данном контексте нас интересует сама необходимость установки тахографа и, как следствие, наказания за отсутствие устройства.
На фото ниже показано, как выглядит тахограф:
Закон о тахографах для грузовиков
Начнем с юридических аспектов. Здесь «закон» следует заключить в кавычки, поскольку за исключением истинных правовых норм (например, положения Кодекса об административных правонарушениях РФ о штрафах за отсутствие тахографа), большинство понятий прописаны в порядке № 36 Минтранса, а точнее в приложении нет. 2 к нему.
С одной стороны, есть документ, в котором указано, у кого должно быть устройство во время вождения, и кажется, что на самом деле не имеет значения, является ли это законом, порядком, постановлением или какой-либо другой юридической формой. Но с другой стороны, и это часто создает путаницу, изменение федерального закона — дело долгое и трудоемкое, а изменение правил приказа (выдача нового) занимает несколько дней, если не часов.
именно изменение норм вышеуказанного порядка приводит к порождению слухов, мифов и путаницы.
Сплетни, слухи и реальность
Рассмотрим вопросы, которые чаще всего возникают у читателей в связи с различными публикациями в СМИ:
- «Тахографы были стерты». Подобная информация тоже встречается, но здесь однозначно можно сказать, что это ложь. Изменились типы автомобилей, исправлен ряд других положений, но тахограф как прибор (и причину штрафа за его отсутствие никто не отменял.
- «Я работаю частным предпринимателем, нужен ли мне тахограф для личного грузовика?» В одном из последних изменений правила распространились на все автомобили независимо от формы собственности.
- «Есть разное время для установки тахографов, и, может быть, нет необходимости устанавливать устройство на мою машину?» Если ваша машина стоит в списках обязательной установки, обязательно должен быть тахограф. Раньше была определенная программа реализации, но сейчас все ее положения уже должны выполняться.
- «Стоит ли менять аналоговый тахограф (шайбу) на цифровой?» Необходимо! Это уже не миф. Как и в предыдущем, был график замены устройств, но по всем направлениям он уже должен соблюдаться. Новые тахографы устанавливаются исключительно в цифровом формате.
К другим трудностям и нововведениям мы вернемся позже, когда будем рассматривать проблемы конкретных типов автомобилей.
На какие транспортные средства ставится?
Напоминаем, кому нужен тахограф. Списки утверждены Приложением № 2 Постановления Министерства транспорта n. 36. Сразу указаны как автомобили, требующие наличия тахографа, так и исключения из общего списка. Вы можете ознакомиться с полным списком прямо в этом документе, но мы укажем на основные и наиболее проблемные из них.
Тахограф необходимо устанавливать на:
Да, всех, кому нужен тахограф, можно охарактеризовать всего двумя пунктами. Однако не спешите радоваться! Все проблемы в исключениях.
Сроки установки тахографов на пассажирские микроавтобусы (типа М2 и М3 — от 8 пассажиров)
Эти сроки определены в конце 2020 года конкретным Постановлением Правительства № 1998:
Исключения остаются прежними — международные транспортные средства, на которых уже установлены тахографы в соответствии с требованиями AETR — Европейского соглашения о работе экипажей транспортных средств.
Кому не нужен тахограф?
Нет необходимости устанавливать тахографы на:
- Грузовые и пассажирские перевозки международных перевозок, если в них уже есть аналогичные устройства европейского стандарта.
- Троллейбусы всех видов.
- Машины экстренных служб, в том числе для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
- Военная техника.
- Автомобиль кузовов, проверяющих техническое состояние автомобилей.
- Классический автомобиль, если год выпуска был 30 или более лет назад, автомобиль имеет оригинальный кузов / шасси / двигатель и не используется в коммерческих целях.
- Различные виды спецтехники, в том числе автокраны, сельхозтехника и многое другое.
именно в последнем пункте сосредоточено множество трудностей. Рассмотрим их подробнее. Вы не должны устанавливать тахограф:
Напомним, что это лишь часть общего списка. Но именно в этих точках сосредоточены трудности, основные из которых мы рассмотрим отдельно в виде «вопросов и ответов».
Нужен ли тахограф в грузовике?
Да, если его максимальный вес составляет 3,5 тонны и он не включен в списки исключений в Приложении № 2.
На газель?
По весу «Газель» не влезает — до 3,5 тонн машина точно не вмещает. А вот в пассажирской версии все зависит от количества посадочных мест. Если в машине 8 и более пассажирских мест без водительских прав, потребуется установка тахографа.
На самосвал?
Начиная с самосвалов, ситуация становится еще более запутанной. По грузоподъемности автомобиль однозначно входит в список обязательной установки тахографа, но этот вид транспорта обычно используется в специальных целях, некоторые из которых указаны в списке исключений.
Например, самосвал задействован в дорожных работах, подпадает ли он под исключение «автомобиль дорожных рабочих»? По закону 100% уверенности нет. Однако на практике регулирующие органы признают «дорожными транспортными средствами» только узкоспециализированные автомобили. Таковым будет, например, асфальтоукладчик, а не самосвал, доставляющий вам «расходные материалы.
Следовательно, в подавляющем большинстве случаев грузовые автомобили должны быть оснащены тахографами, независимо от выполняемых ими функций.
На кран-манипулятор?
Это, наверное, самый запутанный вопрос. Это связано с тем, что в одной из предыдущих версий Приказа кран указывался прямо в списках исключений. В текущей версии этого положения больше нет.
В то же время есть эвакуаторы и автомобили, оборудованные подъемными платформами. Могут ли они одновременно быть «манипуляторами»? Могут, но не в 100% случаев.
Дмитрий Константинович Задать вопрос Правоприменительная практика относительно требований к установке тахографов на манипуляторы такова: если один из типов автомобилей, включенных в список исключений, указан непосредственно в СТС транспортного средства, то можно обойтись без устройства. Во всех остальных случаях установка тахографа обязательна.
Установка тахографа на грузовой автомобиль и ее стоимость
Цена зависит от типа устройства и сложности его установки. Стоимость сертифицированного устройства от 25000 до 35000 рублей и выше. За установку, калибровку и активацию вам нужно будет заплатить еще 20% — 30% от этой суммы.
Несколько примеров стоимости на момент публикации. Обратите внимание, что устройства указаны для ясности, а не в целях рекомендации. И мы не уточняем, какой именно лучше поставить. Цены являются ориентировочными и не являются предложениями о покупке устройства.
Название тахографа | Цена устройства, руб. | Сколько стоит с установкой, руб. |
---|---|---|
КАСБИ ДТ-20М | 30 000 | 40 000 |
Меркурий ТА-001 | 29 000 | 35 900 |
АТОЛ ДРАЙВ 5 | 32 500 | 39400 |
VDO DTCO 3283 | 37 900 | 44400 |
EFAS V2 RUS | 33400 | 39 900 |
Кроме того, Постановление Министерства транспорта устанавливает необходимость калибровки устройства каждые два года. В среднем эта процедура оценивается в 2000 рублей.
Как подключить автотахограф?
Для этого необходимо обратиться в мастерские, специально уполномоченные Минтрансом для проведения данной операции.
Самостоятельная сборка или установка в неуказанных сервисах равносильна неправильной настройке или отсутствию тахографа.
Список мастерских по установке тахографа, допущенных Минтрансом
Этот список очень динамичный — сервисы постоянно добавляются, некоторые наоборот теряют право на установку. Поэтому здесь нет смысла указывать точные имена. Правильнее будет перенаправить читателей на соответствующую страницу Минтранса, где публикуются реестры сертифицированных мастерских.
Как работает тахограф в автомобиле?
Остановимся очень кратко на принципе работы устройства. Не вдаваясь в технические подробности, скажем, что:
- Устройство устанавливается в салоне автомобиля, в зоне прямой видимости водителя.
- Тахограф подключен к электрической сети автомобиля.
- Помимо прочего, устройство оснащено картой памяти, на которой хранится необходимая информация, которая используется для передачи ее соответствующим властям.
- Тахограф оснащен модулем ГЛОНАСС / GPS, который позволяет отслеживать движение транспортного средства в режиме онлайн.
- Модуль GPRS позволяет передавать информацию во время вождения.
- Система безопасности позволяет точно идентифицировать и не допускает доступа к информации посторонним.
С помощью собранной информации, в том числе на дороге, органы Ространснадзора и / или ГИБДД могут проверить соответствие работы водителя установленным нормам (время в движении, скорость и т.д.), Сроки проверки устройства и другой информации.
Правила пользования тахографом для водителей
Все, что требуется от водителя (если он одновременно не владеет транспортным средством) — это проверить, что устройство включено и соответствует правилам дорожного движения. Остальное (настройка, управление, установка и т.д.) лежит на плечах автовладельца.
Мы расскажем, как пользоваться картой. Для включения перед отъездом водитель грузовика должен:
- Вставьте карту водителя в соответствующий слот тахографа.
- Введите ПИН-код.
- Проверьте регистрационную информацию на экране (полное имя и т.д.).
- Выберите вид деятельности: отдых или работа. В некоторых устройствах режим «работа» активируется автоматически при запуске двигателя и сохраняется в том числе при парковке с работающим двигателем.
По окончании смены карту водителя необходимо снять с устройства.
Штраф за отсутствие тахографа
Штрафы за несоблюдение требований по установке тахографа установлены статьей 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:
Обращаем ваше внимание, что штраф для водителя не исключает штрафа для владельца транспортного средства и за нарушение порядка эксплуатации, п. 3 ст. 12.23 КоАП предусматривает отдельные штрафы.
Напоминаем, что нарушением может считаться не только отсутствие тахографа, но и его неправильная настройка, истекший срок проверки и так далее
Любые действия, направленные на технические новшества, сопровождаются этапом внедрения. В этот период возможны сложности, которые со временем разрешатся. Это касается и тахографов. Первую панику сменили вполне рабочие вопросы, с большинством из которых мы разбираемся в этом материале.
Если конкретное дело выходит за рамки обычного, то в ситуацию должен быть вовлечен автомобильный юрист. Профессионал поможет вам сориентироваться в текущей ситуации и выработать решения. Чтобы связаться с юристом, напишите свой вопрос через форму ниже. Это можно сделать совершенно бесплатно и вам ответит один из специалистов.