Электронный больничный лист можно оформить с 1 июля 2017 года. С этого дня вступил в силу новый Закон с изменениями, касающимися оформления документов о временной нетрудоспособности. Больничные листы теперь можно оформлять не только в классическом (бумажном) варианте, но и в электронном. Примечательно, что регистрация электронных документов была доступна и раньше, но только в пробном режиме. С начала июля он стал юридически обязательным.
Общие положения
Законопроект № 27110-7 о введении электронных больничных листов был внесен в Госдуму в ноябре 2016 года. Целью нововведения является развитие технологии взаимодействия медицинских учреждений, а также территориальных отделений ФСС. При этом ожидается, что переход от бумажной к электронной версии будет происходить постепенно.
интересно, что в Федеральном законе от 25.07.2012 г. 86 электронная таблица рассматривается не с позиции замены, а как альтернатива уже существующему документу. Медицинское учреждение вправе предоставить больничный лист только с письменного согласия застрахованного лица. Кроме того, больница и работодатель должны быть частью системы электронного обмена информацией о больничных.
Внедрение такого документа обсуждается с 2011 года. Именно тогда был запущен первый проект, который предполагал реализацию прямых платежей. Спустя три года больничный лист стал использоваться в некоторых регионах России как новый проект по внедрению электронного больничного листа. Единственное, что изменилось с 1 июля 2017 года, — это подход к внедрению новой практики. Электронный больничный лист теперь можно использовать где угодно в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2012 г. 86.
Как это работает?
Ожидается, что переход на новый вид отпуска по болезни значительно упростит жизнь сотрудникам кадрового и бухгалтерского отдела. Теперь не нужно проверять правильность оформления и заполнения документов, вводить данные для подсчета пациентов, а также искать место для хранения многочисленных бумажных форм больницы. С другой стороны, внедрение электронных таблиц не освобождает от работы — некоторые манипуляции еще предстоит проделать.
После ввода электронного больничного листа процедура следующая:
- Сотрудник больницы с помощью программного обеспечения вводит данные, соответствующие реквизитам выданного листка нетрудоспособности.
- Созданный документ заверяется электронной подписью персоналом больницы и самим лечебным учреждением.
- Подготовленная таблица отправляется в Соцстрах».
- Страховая компания с помощью программного обеспечения вносит данные в реестр сведений о выплате пособий, удостоверяет документ с помощью ЭЦП и затем отправляет его в электронную систему Соцстраха».
- На основании имеющихся данных о страховых случаях назначаются и выплачиваются пособия при родах, беременности и временной нетрудоспособности.
Как получить больничный лист?
Теперь рассмотрим не менее важный момент — как оформить электронный больничный лист. При желании клиент медицинского учреждения может получить любой существующий документ: стандартный (в бумажном формате) или электронный. Информация о последнем заносится в специальную базу данных ФСС РФ, которая также открыта для работодателей.
Полный цикл приема документа происходит по следующему алгоритму:
- Компания через личный кабинет в ФСС заполняет свою часть листа и производит оплату работнику больницы.
- Сотрудник предприятия дает разрешение на оформление электронной таблицы, после чего врач вносит информацию об отпуске по болезни в базу данных ФСС. Как было сказано выше, те же функции выполняют представители компании, в которой работает пациент.
- Информация отправляется в ФСС.
Ключевой функцией при этом является личный кабинет застрахованного, с помощью которого можно решать следующие задачи:
В чем преимущества?
Сегодня почти 92% работодателей используют электронный документооборот. При этом ключевая информация направляется властям в электронном виде и только 8% — в бумажной. Особенность нововведения в том, что его реализация не требует больших затрат. Кроме того, появляется возможность снизить затраты. Мало кто знает, но только в 2016 году листы временной нетрудоспособности напечатаны на сумму более 120 миллионов рублей. И с каждым годом расходы растут.
Также стоит помнить, что листки нетрудоспособности относятся к формам строгой отчетности, которые требуют от медицинских учреждений ответственного подхода к хранению документов. Их следует хранить в специальных местах — архивах, которые занимают значительные площади. Появление цифровых документов помогает избежать таких проблем, потому что вся информация хранится в электронном виде.
Нововведение имеет множество преимуществ для пациентов, которым не нужно постоянно ходить в медицинское учреждение, чтобы исправить ошибки, запросить перевыпуск или написать новые листы в случае утери. По статистике ежегодно выдается более 2 миллионов больничных листов, которые полны ошибок и не принимаются кадровиками.
Еще один важный момент — невозможность подделки документа, ведь он передается из больницы работодателю и страховой компании по специальным и надежно защищенным каналам связи.
Итоги
Введение электронного больничного листа с 1 июля — путь к реальной экономии бюджета. По подсчетам чиновников, во второй половине 2017 года будет сэкономлено 12 млн рублей. С годами сумма сбережений будет только увеличиваться. Изначально ФСС прогнозировала, что новый закон вступит в силу с начала года, но по ряду причин введение нововведения было отложено до середины 2017 года.