Получение кредитов на жилищно-коммунальные услуги — серьезная проблема как для управляющих компаний, так и для ресурсодобывающих организаций. Ранее многие коммунальные предприятия продавали долги сборщикам долгов, частично покрывая их полученными средствами. Долги полностью не исчезли, поэтому часто бремя выплаты оставшейся части долга ложится на сознательных плательщиков.
В 2019 году законодательство изменилось. В статье мы расскажем, какие изменения внесены в Жилищный кодекс и как они работают на практике.
Запрет коллекторам взыскивать долги по ЖКХ с 2020 года
С июля 2019 года в России действует новое правило: компании, оказывающие населению коммунальные услуги или являющиеся посредниками при оказании таких услуг, не имеют права передавать право требования долга за коммунальные услуги. неоплаченные сторонним компаниям (инкассо). Пока закон работает не так, как хотелось бы законодателям, поэтому в 2020 году в него планируется внести некоторые изменения — подробнее об этом мы поговорим ниже.
Необходимость введения нового закона
Несмотря на то, что деятельность коллекторских агентств регулируется законодателем (в 2016 году Федеральный закон «О защите прав…» от 03.07.2016 № 230-ФЗ, устанавливающий правила взаимодействия коллекторов с должниками) то, как они работают, может иметь серьезное психологическое воздействие. Именно поэтому законодатели решили, что таким образом невозможно оказывать давление на людей, которые не могут выполнять свои основные финансовые обязательства (например, оплату коммунальных услуг.
Есть только одно фундаментальное различие между «коммунальным» долгом и выплатами по ссуде: решение о том, брать ссуду или нет, принимает сам заемщик; он должен платить по счетам. При оформлении кредита заемщик ежемесячно рассчитывает, достаточна ли заработная плата для погашения долга; владелец квартиры не может соотнести свою кредитоспособность с тарифами на коммунальные услуги.
Конечно, это вовсе не означает, что обязательства по оплате «коммунальных услуг» не могут быть выполнены: если организации, предоставляющие ресурсы (далее — РСО), не получат денег за отопление, освещение, водоснабжение и водоотведение, они просто не получат иметь возможность оказывать услуги населению (в том числе и ту его часть, которая сознательно оплачивает жилищно-коммунальные услуги). Однако законодатели сочли несправедливым приравнивать должников муниципальных служб к должникам с точки зрения порядка взыскания долга — именно так и принят Федеральный закон «О внесении изменений…» от 26 июля 2019 г. 214-ФЗ.
В пояснительной записке к документу (когда он был на стадии законопроекта) его авторы указали, что запрет на передачу долгов через ЖКХ взыскателям долгов имеет большое социальное значение. Люди, которые по каким-то причинам не могут вовремя оплатить общую квартиру, могут спать относительно спокойно — к ним не будут приходить коллекторы, не будут писать письма и звонить на работу. Однако такое послабление не означает, что должникам разрешат не выполнять свои обязательства — читайте, как будет работать обновленный закон.
Основные положения закона
Федеральный закон № 214 состоит из трех статей, согласно которым следующие изменения:
Суть изменений заключается в следующем: управляющие компании, RSO, а также региональные операторы по обращению с твердыми бытовыми отходами (далее — RSU) больше не могут передавать право запроса кредита коллекторским агентствам. Однако, если они нарушат закон и продадут долги сборщикам долгов, договор, заключенный между ними, будет считаться недействительным. Это означает, что обязательства должника останутся неизменными: ему, как и прежде, придется оплачивать счета управляющей компании или РНО.
Из правила, запрещающего передачу долга третьим лицам, есть исключение: только компании, которые также работают в секторе коммунальных услуг (управляющие компании, ассоциации домовладельцев, RNO, региональные операторы, работающие с RSU, и т жаловаться. Это означает, что при замене организации, предоставляющей коммунальные услуги или гарантирующей функционирование кондоминиума, долг не возвращается — просто меняется юридическое лицо, имеющее право требовать его исполнения.
Примечание: налогоплательщики «муниципалитета» (собственники и арендаторы жилых помещений) должны быть проинформированы о смене поставщика услуг. До тех пор, пока такое уведомление не будет получено, они имеют право не выплачивать долги новому получателю.
И, наконец, что касается последнего нововведения — теперь владельцам жилых помещений в многоквартирном доме остается только выполнить свои обязательства по оплате коммунальных услуг — просроченная задолженность других жителей уже не их забота. Это правило делает невозможным удержание дальнейших платежей от добросовестных плательщиков для погашения задолженности перед поставщиком услуг за весь кондоминиум.
Как будут взыскиваться долги по ЖКХ с 2020 года
Несмотря на то, что Федеральный закон от 25.07.2012 г. 214 вступил в силу 26 июля 2019 года, недобросовестные коммунальные службы продолжают привлекать коллекторов к взысканию долгов с собственников (арендаторов) жилых помещений. Организации заключают соглашения с коллекторскими агентствами, по которым последние получают процент от собранной задолженности, и формально право требования долга не переходит к ним, а остается за поставщиком услуг. Чтобы лишить недобросовестные государственные службы и эту лазейку, необходимо внести дальнейшие изменения в законодательство. По словам главы комитета Госдумы по финансовому рынку А. Аксакова, соответствующий законопроект будет рассмотрен депутатами в ходе весенней сессии. Это означает, что уже в 2020 году закон заработает так, как изначально задумал законодатель.
Право на взыскание долга за коммунальные услуги останется, однако проблему придется решать более цивилизованно, через суд. Более того, это не означает, что обеим сторонам процесса придется участвовать в длительных спорах: заявление о взыскании долга за ЖКХ может быть выполнено заказным (при условии, что сумма долга не превышает 500 тысяч рублей). (Ст. 121, ст. 122 ГПК РФ). Для этого организация — поставщик услуг должна подать в суд соответствующее заявление с приложением документов, подтверждающих наличие долга. После рассмотрения апелляции суд выносит судебный приказ, имеющий силу исполнительного листа (ч. 2 ст. 121 ГПК РФ). В соответствии с этим постановлением судебный исполнитель может взыскать деньги с должника (в том числе посредством удержаний из заработной платы через работодателя), арестовать его активы и запретить ему выезд из страны.
«
Законные способы списания долгов по ЖКХ
Если ваша задолженность по квартплате стала настолько большой, что выплатить ее невозможно, стоит попытаться избавиться от нее законным путем — вариант «просто не платить» здесь не поможет.
Вы можете аннулировать свои долги:
- Через неудачу. Согласно ч. 2 ст. 213.3 Федерального закона «О несостоятельности…» от 26.10.2002 г. 127-ФЗ, гражданин может быть признан банкротом, если общая сумма его долгов составляет не менее полумиллиона рублей и не менее 3 месяцев. В случае признания гражданина банкротом все его долги (в том числе «муниципальные») будут списаны. Важно понимать, что в ходе процедуры банкротства практически все активы, принадлежащие должнику, будут проданы (кроме, например, индивидуального дома), а деньги пойдут на погашение имеющихся долгов.
- В связи с истечением срока давности. Общий срок давности согласно ст. 196 ГК РФ, составляет 3 года. Поставщик услуг не сможет взыскать ранее образовавшуюся задолженность даже через суд.