Как обжаловать ненормативный правовой акт

Как оспорить ненормативный правовой акт

Оспаривание ненормативного правового акта происходит в арбитражном (АПК РФ) или административном порядке (КАС РФ). Перед обращением в суд может потребоваться пройти процедуру разрешения спора на уровне вышестоящего ведомства (органа), которое имеет право отменить оспариваемый акт или изменить его. Эта процедура будет обязательной, если этого требует закон. По поводу нарушения прав и интересов можно обратиться в прокуратуру — ведомство проведет проверку и представит представление об устранении выявленных нарушений.

Какие правовые акты относятся к ненормативным

Очень важно правильно определить, относится ли конкретный акт к ненормативному правовому акту. В случае ошибки процедура апелляции изначально будет выбрана неверно. Уже на этом основании жалоба или заявление о признании недействительным ненормативного правового акта может остаться без рассмотрения.

Признаки ненормативного правового акта:

  1. Содержание императивного предписания (инструкции, приказа и т.д.) носит односторонний, личный характер и является обязательным для лица, которому оно адресовано.
  2. Отсутствие в акте установления правовых норм.
  3. Наличие определенной ответственности или иных негативных последствий, которые могут возникнуть в случае несоблюдения акта.
  4. Предписание, содержащееся в акте, будет регулировать определенные правовые отношения, какими бы конкретными они ни были.
  5. Действие рассчитано на разовое исполнение, и как только оно совершено, его действие прекращается.

Акт предназначен только как документ. Кроме того, утвержденная форма (оформленный документ). Следовательно, определенное устное предписание не является ненормативным правовым актом. Однако если речь идет об определенном письменном решении, то его можно признать ненормативным правовым актом, если оно соответствует всем остальным критериям.

Кроме того, следует различать ненормативные правовые акты и локальные акты. Первые принимаются органами или должностными лицами с публичными полномочиями. Отношения «руководитель-подчиненный», как в случае с локальными актами, не существует. Поэтому, как правило, жалобы и заявления физических, юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, не разделяющих инструкции, распоряжения, приказы, решения, уведомления и т.д. Органов власти, являются случаями обжалования ненормативных правовых актов, обычно профили контрольно-надзорной работы.

Обжалование в вышестоящий орган

На сегодняшний день механизм разрешения споров реализован практически на уровне всех государственных органов. Если такая процедура предусмотрена законом, она обязательна накануне обращения в суд.

Как это работает:

  1. Если лицо, которому адресован ненормативный правовой акт, с ним не согласен, считает приказ незаконным, ущемляющим права и интересы, имеет право подать жалобу в вышестоящий орган или руководителю должностного лица.
  2. Перед составлением жалобы необходимо изучить порядок подачи и рассмотреть ее. Обжалование ненормативного правового акта регулируется законом (например, статья 138 Налогового кодекса). Необходимо заранее уточнить, в каком порядке действовать. В противном случае вы рискуете не уложиться в срок подачи апелляции или не подать жалобу.
  3. Жалобу необходимо подавать в письменной форме. Он будет рассмотрен со временем. Вышестоящий (официальный) орган вправе отменить оспариваемый акт или внести в него изменения.
  4. Если результаты апелляции неудовлетворительны, есть возможность обращения в суд.

«

Обжалование в прокуратуру

Прокуратура контролирует соблюдение законов. Если ненормативный правовой акт нарушает закон, после проведения проверки прокуратура вправе обратиться с заявлением об устранении нарушений. Однако окончательное решение остается за органом, действие которого обжалуется, поэтому меры прокуратуры могут не дать желаемого результата. Кроме того, пока продолжается проверка и переписка, оспариваемый акт может вступить в силу, а это означает, что его несоблюдение уже имело бы негативные последствия. Бывает, что та же доверенность обращается в суд для признания акта недействительным, но для этого необходимо, чтобы обстоятельства дела были достаточно серьезными.

Судебное обжалование

При обращении в суд ставится вопрос о признании недействительным ненормативного правового акта. В этом случае подается заявление, а не жалоба. Перед оформлением документов важно правильно определить подсудность дела — вот некоторые особенности.

Законодательные акты, нарушающие права и интересы в сфере экономической деятельности, в том числе предпринимательской, обжалуются в арбитражном суде. Заявление подает заинтересованное лицо.

Основание для возражения — акт является незаконным и нарушает права и интересы заявителя, а также незаконно возлагает обязанности или создает препятствия для экономической деятельности.

Дела рассматриваются в порядке предъявления иска. Поэтому оформлять декларацию необходимо так же, как и жалобу, но с учетом требований ст. 199 АПК РФ. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие должность, а также текст оспариваемого акта (копия акта).

В КАС РФ не предусмотрен особый порядок оспаривания ненормативных правовых актов. При подаче заявления необходимо руководствоваться правилами обжалования решений властей и их должностных лиц. Обращение в суд оформляется заявлением об административном правонарушении. Требования к нему установлены ст. 220 КАС РФ. При необходимости истец вправе попросить судью приостановить оспариваемый акт.

Срок обращения в арбитраж и суд общей юрисдикции одинаковый: 3 месяца с момента, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и интересов. Срок может быть восстановлен, но для этого должны быть веские причины.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Скорая юридическая помощь онлайн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: