Обращение в арбитражный суд является первым этапом обжалования решений судов первой инстанции (судов первой инстанции). Порядок рассмотрения, подачи и рассмотрения апелляции регулируется главой 34 СПС РФ. На практике у юристов есть два распространенных подхода к использованию этого средства правовой защиты: полная апелляция и краткая или предварительная апелляция в арбитражный суд. С практической точки зрения они решают несколько задач.
Особенности подготовки, подачи и рассмотрения апелляции
Что нужно знать о формальной стороне апелляции (общие правила):
- Жалоба подается на еще не вступившие в силу решения. Стандартный срок обжалования составляет один месяц со дня принятия судебного акта. Срок может быть восстановлен при наличии уважительных причин для перехода.
- Объем жалобы ограничен требованиями, которые рассматривались в арбитраже первой инстанции.
- Жалоба подается в апелляционный суд арбитражного суда, решение которого обжаловано. В Российской Федерации существует 21 апелляционный суд, каждый из которых действует по районной системе и охватывает разные регионы.
- Форма жалобы написана. Обязательное содержание документа определяется ст. 260 АПК РФ. Решение может быть обжаловано полностью или частично.
- Порядок подачи жалобы предусматривает возможность для другой стороны спора представить свой ответ (возражение).
- Нарушение правил составления и подачи апелляции может повлечь, в зависимости от характера нарушения, возврат жалобы или отказ от нее. Любой из вариантов не является препятствием для подачи одной и той же жалобы. Необходимо только устранить нарушения в отведенное время. Альтернативой этому является оспаривание судебных решений, чтобы вернуть жалобу или оставить ее без рассмотрения. Это целесообразно делать только в том случае, если судебные ходатайства против жалобы незаконны (необоснованны) и вы можете доказать свои доводы.
- Отказ лица, подавшего жалобу, в соответствии с требованиями, указанными в жалобе, или отзыв объекта жалобы по требованиям, учтенным в оспариваемом решении, влечет закрытие производства в порядке апелляции. И это станет препятствием для повторных жалоб по схожим причинам.
- В контексте жалобы при необходимости можно предложить ходатайство о приостановлении действия юрисдикционных актов, принятых арбитражным судом первой инстанции в контексте рассмотрения дела, являющегося предметом жалобы. Однако в таком случае необходимо обосновать невозможность или сложность прекращения таких действий или предоставления необходимых гарантий.
- При обжаловании жалоба и арбитражное дело рассматриваются так же, как и в суде первой инстанции. Процессы очень похожи. Представление дополнительных доказательств допустимо, если обосновано, что они не могут быть представлены в арбитраже первой инстанции.
- Срок подачи апелляции — 2 месяца. Продление разрешено до 6 месяцев.
- По результатам апелляционной жалобы может быть принято одно из решений: отказ в принятии жалобы, отмена или изменение оспариваемого судебного акта с принятием нового акта, прекращение производства по делу или отказ по существу. Причины отмены или изменения оспариваемого решения указаны в ст. 270 АПК РФ. В целом причиной этого может быть нарушение как материальных, так и процессуальных норм.
- Окончательное решение оформляется постановлением.
Два важных исключения из общего правила:
Краткая жалоба
Это довольно интересный инструмент судебной защиты. Его используют, как правило, только юристы. Требуется знание спецификаций с осторожным использованием для решения конкретных проблем.
Одна из особенностей состоит в том, что причины жалобы указываются таким образом, чтобы апелляционный суд понимал, с какими задачами в будущем столкнется лицо, подающее жалобу, но сами эти задачи в тексте жалобы не указываются.
Прочие нюансы:
- Краткая жалоба подается до того, как суд готовит мотивационную часть решения, т.е.если есть только заявленное устройство. Бывают ситуации, когда по тем или иным причинам судья откладывает выпуск мотивационной части, а задержка является вероятной причиной несоблюдения месячного срока подачи апелляции.
- Краткая жалоба — это реакция юристов на ошибки и уловки судей, а также способ их устранения.
- Цель краткой жалобы одна: не пропустить срок подачи апелляции и создать условия для подготовки более существенной, аргументированной и объемной жалобы, в которой будут подробно описаны все обстоятельства, указаны причина и все доказательства. Это предусмотрено.
При составлении краткого иска юристы используют то, что у них есть — прием обжалуемого решения. По этой причине комплексно и содержательно составить жалобу не представляется возможным, а сама по себе она оказывается краткой. По этой причине весьма вероятно, что суд вернет жалобу или оставит ее в неподвижном состоянии. Одна из задач юриста — составить акт таким образом, чтобы этого избежать и, если это невозможно, создать условия для возможности исправления и повторной подачи жалобы без нарушения сроков обращения.
Скачать пример обжалования решения суда