Оформить сделку купли-продажи квартиры можно в двух местах: в Росреестре и МФЦ. Также можно обратиться к нотариусу. Ниже мы расскажем о том, как это сделать самостоятельно, без помощи специалистов, какие документы нужно будет подготовить и сколько времени займет процедура.
Регистрация в Росреестре
Первый способ зарегистрировать сделку купли-продажи квартиры, как указано выше, — это обратиться в отделение Росреестра по месту нахождения объекта недвижимости. Если по каким-либо причинам личный визит невозможен, можно оформить доверенность на третье лицо. Этот документ не требуется, если владельцем является:
Кроме того, для обращения в Росреестр необходимо подготовить следующие документы (при отсутствии хотя бы одного из них заявление не будет принято):
- документ, удостоверяющий личность — паспорт;
- документ о праве собственности на жилье в 3-х экземплярах — договор купли-продажи квартиры;
- свидетельство о государственной регистрации права собственности;
- свидетельство о браке;
- согласие супруга на продажу, нотариально удостоверенное;
- согласие на продажу органов опеки и попечительства в случае, если доля квартиры принадлежит несовершеннолетнему, либо прописана в ней;
- отходы от соседей в том случае, если жилье коммунальное и продается лицу, не имеющему доли в этой комнате;
- квитанция об уплате государственной пошлины.
Кроме того, обеим сторонам необходимо будет заполнить заявку. Он будет выпущен на местном уровне. Если квартира приобретается в ипотеку, необходимо будет предоставить соответствующий кредитный договор.
В настоящее время есть возможность отправлять документы в этот государственный орган по почте. Для этого потребуются:
- заверить нотариально заявление о регистрации сделки купли-продажи; кроме того, специалист должен удостоверить подлинность названия;
- сделать ксерокопии основных страниц паспорта;
- пойти на почту; посылка должна сопровождаться списком вложений, с декларацией стоимости и необходимостью уведомить получателя о доставке получателю.
Нельзя не отметить возможность отправки документов в Росреестр через Интернет, это очень удобно. Однако для использования этой функции требуется электронная цифровая подпись. Те, у кого нет, могут только записаться на прием на официальном сайте Росреестра.
Регистрация в многофункциональном центре предоставления услуг населению (МФЦ)
Второй способ зафиксировать сделку купли-продажи квартиры — обратиться в МФЦ. Он присутствует практически во всех городах. Если поселок совсем небольшой, обязательно есть филиал в областном центре.
Следует отметить один важный момент. Только этим методом могут воспользоваться жители столицы нашей страны, поскольку Росреестр в Москве не работает с физическими лицами.
Учет транзакции в рассматриваемом случае можно разделить на следующие этапы:
- Подача документов (так же, как и при обращении в Росреестр, обязательна).
- Их визуальный осмотр персоналом МФЦ. Если в результате будут обнаружены какие-либо ошибки или исправления, необходимо будет предоставить новый документ.
- Передача документов в специальный государственный орган, где они проверяются на подлинность. Также на этом этапе специалисты проверяют, есть ли основания для отказа в регистрации купли-продажи квартиры (например, регистрация несовершеннолетнего, права и интересы которого не учитываются, либо наличие жилого помещения в качестве залога) с банком).
- Введите ЕГРР.
- Оформление соответствующего сертификата и его выдача поступающим.
Срок регистрации как в первом, так и во втором случаях не должен превышать 18 календарных дней. В столице — 12.
Срыв сроков регистрации: что делать?
Случаи, когда проводка сделки купли-продажи откладывается, не редкость. Процедура возобновляется только после устранения всех обстоятельств, вызвавших задержку.
Сотрудники Росреестра обязаны сообщить всем сторонам о приостановлении регистрации. При этом они обязаны указать причины, по которым это произошло, чтобы заявители могли их удалить.
Членство может быть приостановлено не более чем на 3 месяца. У заявителей могут быть запрошены дополнительные документы для его продления.
Основными причинами, по которым сотрудники Росреестра могут приостановить регистрацию сделки купли-продажи квартиры, являются:
- Наличие противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными.
- Несоответствие представленных документов действующему законодательству РФ.
- Неточность указанной в ней информации.
- Неполучение регистратором информации от налоговой или миграционной службы, а также от нотариальной палаты.
- Отсутствие согласия третьего лица на заключение сделки (например, согласия супруга или банка).
- В отношении собственности ведется судебное разбирательство.
- На него накладывается ограничение (например, запрет на отчуждение).
- Несоответствие информации, содержащейся в документах, и информации, найденной в соответствующих государственных реестрах).
Кандидаты должны как можно скорее устранить все вышеперечисленные ситуации. Только в этом случае процедура займет не более 18 календарных дней.
Регистрация у нотариуса
Государственная регистрация операции купли-продажи квартиры у нотариуса — отличная альтернатива обращению в Росреестр или в многофункциональный центр по обслуживанию населения. Также специалист может отвечать за регистрацию перехода прав с этим правоустанавливающим документом в Росреестре.
Несомненными достоинствами этого метода являются:
Также в нотариальной конторе вы можете воспользоваться такой услугой, как внесение денег. Позволяет обеспечить безопасность сделки с покупателем объекта недвижимости. В этом случае можно не беспокоиться о времени доступа к сейфу.
Единственный недостаток обращения к нотариусу для государственной регистрации операции купли-продажи квартиры — это немалая стоимость услуг. Однако, честно говоря, это полностью компенсируется их качеством — кратчайшими сроками и профессионализмом. Конечно, только если нотариус является настоящим мастером своего дела, а не человеком, купившим диплом в переходе.
Поэтому оформить сделку купли-продажи можно в Росреестре, МФЦ и у нотариуса. Самый быстрый и эффективный, но в то же время дорогой — последний. Если у вас нет времени и вы не уверены в своих силах, лучше, конечно, обратиться к нотариусу.