Нормами российского законодательства установлено, что вопрос о приеме военнослужащих, сознательно ухудшивших свои жилищные условия с целью получения права на признание нуждающимися в большей жилой площади, может быть положительно решен только по истечении срока пять лет, отсчет которых начинается со дня совершения указанных действий. Ни в одном законодательном акте нет такого понятия, как «умышленное ухудшение жилищных условий». Поэтому каждый случай изменения офицером (маршалом) условий его размещения в жилище, повлекшего за собой значительное уменьшение жилой площади, следует рассматривать индивидуально, если необходимо принять решение о поставке этого жилья военные с жильем или обеспечение его большей жилой площадью (с учетом действующих норм снабжения).
Основными отличительными чертами, характеризующими умышленное изменение условий жизни военнослужащих в худшую сторону, являются:
Понятие и особенности ухудшения военнослужащим своих условий проживания и условий проживания своих родственников
Умышленным ухудшением жилищных условий военнослужащим считается такой порядок уже имеющейся у него жилой площади (дома, квартиры, комнаты), при которой он может незаконно претендовать на получение государственной поддержки в виде предоставления ему и его родственникам дополнительное жилое пространство.
Поскольку в законе не предусмотрен перечень конкретных действий, которые могут свидетельствовать о преднамеренном ухудшении условий жизни военнослужащего и его близких родственников, то, исходя из общей практики рассмотрения таких вопросов, можно выделить наиболее частые случаи такие действия:
На практике есть и другие примеры преднамеренного ухудшения жилищных условий, поэтому приведенный выше список не является исчерпывающим. Должностные лица, рассматривающие заявление о включении военнослужащего в реестр лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, могут отказать в его удовлетворении, если в установленном порядке установлены и подтверждены факты умышленного ухудшения жилищных условий.
Также следует учитывать, что не все действия по своему характеру являются преднамеренным ухудшением жилищных условий, даже если они формально соответствуют приведенному выше списку. Например, такое событие, как рождение ребенка в семье военнослужащего, хотя и влечет за собой уменьшение размеров жилой площади, учитываемой по стандартам бухгалтерского учета на долю всех, кто числится в квартире, но при этом не может быть признано преднамеренным (умышленным) ухудшением жилищных условий.
Кроме того, законодательством предусмотрен ряд случаев, когда определенные действия не подпадают под определение «умышленное ухудшение условий жизни»:
- Добровольное освобождение военнослужащих от жилья, предоставленного специализированным фондом военного ведомства, в связи с переездом и, как следствие, переводом в другой район на новое место службы.
- Направить вышестоящему командиру (начальнику) от офицера (прапорщика), проживающего в служебной квартире, ходатайство в виде акта о предоставлении ему жилья для постоянного проживания после увольнения со службы.
- Регистрация в квартире, где проживают сам солдат, его супруга, родители, несовершеннолетние дети, не состоящие в законном браке, и другие граждане, либо по инициативе самого офицера (или прапорщика), либо по решению суда, если до момента прибытия (или регистрации по адресу воинской части) эти лица:
- Утрата права пользования или владения жилым помещением военнослужащим после отмены вступившим в силу судебным решением заключенной сделки, объектом которой являлось данное жилище.