Воспитание детей — это комплекс мероприятий, направленных на интеллектуальное, нравственное, эстетическое, физическое развитие ребенка и его вхождение в общество. Обычно эта задача ложится на родителей, и государство вмешивается только в критических ситуациях. Однако, если родители детей не желают выполнять свои обязанности или не могут этого сделать по объективным причинам, государство берет на себя воспитательные функции.
Леонов Виктор Спросите эксперта Социальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей, проходит в рамках целевых программ и поддерживается на федеральном и региональном уровнях. Юридически это регулируется гражданским и семейным кодексами, федеральным законом n. 159 от 21 декабря 1996 г., другие нормативные акты и нормы международного права (например, Конвенция о правах ребенка).
Когда ребенок остается без попечения
С точки зрения закона, дети, оставшиеся без попечения, — это несовершеннолетние, родители которых живы, но по разным причинам не могут или не хотят о них заботиться:
Иногда возможно сочетание этих причин. Например, один из родителей недееспособен, а другой заключен в тюрьму.
Родителей, которые не заботятся о ребенке, могут заменить другие родственники: бабушки и дедушки, тети или дяди по материнской (отцовской) линии, взрослые братья и сестры. В этом случае оперативно организуют опеку (попечительство), и ребенок официально переходит под их ответственность. Если таких взрослых нет, ответственность за ребенка несут государственные органы. Ребенок госпитализирован в специальные учреждения, где за ним ухаживают и обеспечивают всем необходимым до достижения им совершеннолетия.
Шадрин Алексей Спросите эксперта Статистика показывает, что большинство детей, оставшихся без попечения, являются социальными сиротами. Те, чьи родители умерли, составляют меньшинство.
Следует отметить, что формально даже ребенок, которого родители отправили жить к бабушке на пару недель, считается оставшимся без попечения родителей. Однако, если этот срок не превышает 30 дней, органы опеки и попечительства не обязаны принимать активное участие в его судьбе, если для этого нет объективных причин. В основном это угрозы жизни и здоровью, а также сомнения в законности прав взрослого человека. Но когда ребенок остается без родителей (даже под присмотром других взрослых) более месяца, необходимо вмешательство социальных служб. Им следует побуждать родителей более сознательно выполнять свои обязанности, или оформить опеку над взрослым, осуществляющим уход за ребенком (постоянно или временно), или отдать ребенка в социальные учреждения.
Куда помещаются дети, оставшиеся без попечения
Воспитание детей в семье считается приоритетом. Поэтому органы опеки и попечительства стараются как можно быстрее найти тех, кто мог бы позаботиться о детях, оставшихся без попечения: найти их приемных родителей или опекунов. Если это невозможно, дети помещаются в государственные социальные учреждения, на сотрудников которых возлагаются соответствующие функции.
Дети до 3 лет помещаются в детские дома. Позже их переводят в детские дома или приюты. Дети школьного возраста также могут получать образование в школах-интернатах. В то же время существует дифференциация внутри каждого типа учебных заведений. Например, есть отдельные школы-интернаты, куда помещают детей с умственной отсталостью. Дети могут быть временно помещены в центры социальной реабилитации и другие подобные учреждения. Например, туда забирают тех, кто сбежал из дома.
Также, как только появляется возможность организовать ребенка в семью (или вернуться к биологическим родителям), это нужно делать немедленно.
Кто является законным представителем ребенка
Когда ребенок теряет родительскую опеку, ответственность за защиту его прав и интересов передается органам опеки и попечительства. Для этого не требуется специального подтверждения: выдачи заказа, заказа и т.д. Достаточно того, что родители сейчас не выполняют свои обязанности, и некому присматривать за ребенком. Пока не организуют его дальнейшую судьбу, сотрудники органов опеки и попечительства становятся законными представителями. Впоследствии эта функция передается взрослым, которым был передан ребенок: приемным родителям, опекунам или администрации социального учреждения.
Колесникова Анна Спросите специалиста С 10 лет ребенок может решать, хочет ли он быть усыновленным, вернуться к биологическим родителям и т.д. Если он не согласен, его мнение будет решающим и органу опеки и попечительства придется искать другой вариант устройства.
При этом в некоторых случаях органы опеки продолжают следить за дальнейшей судьбой ребенка. Например, при оформлении опеки регулярно проверяются жилищные условия ребенка, а опекун предоставляет годовой отчет о расходовании средств, выделенных подопечному.
Социальная работа с несовершеннолетними, оставшимися без попечения родителей
Социальная работа — это отдельная профессия, специалистов которой готовят во многих вузах. Такие сотрудники работают не только с детьми, оставшимися без попечения, но и с теми, кто находится в группе риска. Они занимаются профилактическими мероприятиями и, увидев, что ребенку угрожает опасность, могут обратиться в органы опеки и попечительства и инициировать изъятие ребенка из семьи.
Кроме того, поскольку дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся к социально незащищенным категориям граждан, им гарантируются дополнительные права и льготы. Например:
Кроме того, разрабатываются целевые долгосрочные программы на федеральном и региональном уровнях. Их цель — снизить уровень социального сиротства, а также создать условия для успешной адаптации таких детей в обществе, помочь им в их профессиональном и личном самоопределении.
Снижение социального сиротства
Работа по сокращению социальных сирот идет по двум направлениям. Первый направлен на профилактику. Социальные работники наблюдают за неблагополучными семьями, которые находятся в группе риска, участвуют в предотвращении отказа от детей и т.д. Это включает в себя помощь семьям в сложных ситуациях и воспитательную работу. Они часто работают в тесном сотрудничестве с правоохранительными органами, чтобы вовремя остановить нежелательные явления.
Кроме того, прилагаются усилия по интеграции детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи. Существуют различные формы опеки семьи (усыновление, защита, попечительство и т.д.). На федеральном и региональном уровнях разработаны методы поддержки опекунов, в частности, выплаты денежных пособий. При этом перед сотрудниками органов опеки и попечительства не возложена задача любой ценой обеспечить ребенка. Интересы ребенка на первом месте, поэтому законный представитель выбирается очень тщательно.