Как известно, парковаться не в тех местах нельзя. Это правило распространяется на остановки общественного транспорта, для людей с ограниченными возможностями, при наличии знака, запрещающего парковку, на тротуаре и т.д.
Закон прямо не предусматривает ответственности за парковку на лужайке, и вы не найдете такого понятия, как газон, ни в одном нормативном акте. Однако в 2021 году санкции за парковку на лужайке продолжают выдавать. Постараемся разобраться, насколько это законно с учетом практики регионов и федерального законодательства.
Толкование понятия «газон»
Как мы уже отмечали, юридического толкования этого термина в законодательных актах нет. В то же время парковка автомобиля на лужайке земли может считаться нарушением, если этого требует региональное законодательство.
В основном статьи, на основании которых определяется размер штрафа за парковку на газоне, содержатся в законах, касающихся благоустройства конкретного кузова. В некоторых случаях установлен запрет на повреждение травяного участка, но нет административной ответственности: власти штрафуют водителей по ст. 12.19 КоАП РФ за неправильную парковку. Лишь в некоторых городах власти ограничиваются взысканием с водителей стоимости поврежденной части города без составления протокола (например, такая практика уже давно закрепилась и в Самаре не меняется).
Итак, если водитель припарковал машину прямо на лужайке, он может столкнуться с:
Парковка на газонах Москвы и МО
В Москве и Подмосковье действуют два основных закона, регулирующих сохранение окружающей природы:
Кроме того, в столице принят собственный Кодекс об административных правонарушениях, в котором понятие «газон» относится к зеленым насаждениям, за повреждение которых (в том числе парковку на них) влечет ответственность. Кроме того, Москва — пожалуй, единственный город, где на основании данных дорожного наблюдения за подобные нарушения налагаются штрафы.
До недавнего времени (июнь 2016 г.) функции санкционирования парковки на зеленых насаждениях в виде засаженного газона были возложены на персонал Ассоциации административных и технических инспекций (OATI). В настоящее время это право принадлежит инспекторам МАДИ. «Дорожники» активно штрафуют нарушителей за парковку на лужайке.
В 2016 году в Москве внедрили систему слежения за тем, кто вышел на поляну — информация о преступлении автоматически включается в программу, которая самостоятельно оформляет постановление об административном правонарушении. В этом случае санкция будет наложена столько раз, сколько нарушений было зафиксировано системой «Мобильный инспектор». Так, если водитель каждый день оставляет машину в месте, где есть зеленая насаждение, протоколы будут составляться каждый день.
Если в вашем дворе есть постоянные нарушители правил парковки, которые имеют привычку оставлять автомобили на детских площадках, тротуарах или зеленых территориях, вы можете подать жалобу в органы власти. Например, по всем вопросам, связанным с нарушением целостности зеленых насаждений двора, перекрытием коридоров придомовой территории, жители столицы могут обращаться на горячую линию для подачи жалоб: 8 (495) 205- 85-62. Кроме того, у москвичей большой популярностью пользуется сайт AngryCitizen, посвященный городским проблемам.
«Газонные парковки» в Санкт-Петербурге
В Санкт-Петербурге действует Закон от 31.05.2015 «Об административных правонарушениях», статья 32 которого до недавнего времени предусматривала ответственность в виде административного штрафа за ущерб зеленым насаждениям из-за движения транспорта или парковки. Размер штрафа составил:
В декабре 2015 года Санкт-Петербургский городской суд исключил эту статью из местного закона, заявив, что региональная норма несовместима с федеральными постановлениями. Решение было одобрено Верховным Судом РФ и вступило в силу.
Ведь в ПДД и КоАП РФ нет ответственности за передвижение или парковку на лужайке, поэтому городские власти не имели права создавать административную статью, которой не было в вышеуказанных законах.
Следовательно, штрафовать водителей именно в соответствии со ст. 32 закона «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» сегодня невозможен, что возмущает многих горожан, которые с трудом оставляют машины под окнами, на детских площадках, в пешеходных зонах.
В настоящее время к нарушителям применяются санкции по ст. 12.19 КоАП РФ, по умолчанию размещение зеленой зоны в ряд с тротуаром, что прямо указано в указанной норме. В то же время есть основания сомневаться в правильности такой практики: тысячи протоколов оспорены на основании несоответствия тротуарной плитки земельным участкам. В большинстве случаев водители добивались отмены административных решений, остальные протоколы вступали в силу только по той причине, что их не обжаловали.
При этом власти используют статью 9 Кодекса об административных правонарушениях Санкт-Петербурга, которая запрещает уничтожение или повреждение зеленых насаждений под угрозой штрафа:
Похоже, что практическое применение данной статьи местного законодательства предполагает очевидное повреждение газона. В данном правиле не прописаны действия водителя (речь не идет о парковке, перемещении машины по лужайке), поэтому ответственность может быть привлечена и на пешеходов.
Практика парковки на газонной траве в Белгороде
В Белгороде штрафы за парковку на газоне отменили по инициативе одного из водителей. Затем они обжаловали принятие административной ответственности по одной из статей местного закона «Об благоустройстве», которая прямо предусматривала запрет парковки на лужайках вместе с детскими площадками, местами бытового мусора и т.д., а также ответственность за нарушение этого запрета.
Во втором случае административное решение осталось в силе. Верховный Суд РФ напомнил основные законы, по которым можно говорить об ответственности водителя:
По мнению судей Верховного суда, городские власти не могут привлечь к ответственности за действия водителей, которые не предусмотрены этими федеральными постановлениями. Фактически, согласно ст. 6 Закона «О безопасности дорожного движения» правила, стандарты и единые требования по обеспечению безопасности движения на дорогах устанавливаются только на федеральном уровне. В то же время региональные законы могут в определенной степени «дублировать» статьи, но не создавать те, которых нет в федеральных законодательных актах.
В результате статья Белгородского закона «Об благоустройстве», в которой говорится о запрете парковки на газонах, была признана недействительной.
Таким образом, тысячи белгородцев смогли избежать штрафа за парковку на лужайке, поскольку в 2016 году эта ответственность была снята в соответствии с областным законодательством.
Квартальный инспектор Екатеринбурга
Похожая ситуация с ответственностью водителей за парковку на зеленом участке дороги сложилась в Екатеринбурге.
В городе нарушения со стороны водителей, которые хотят оставить свои машины в зеленой зоне возле жилых домов, настолько часты, что власти создали специальную комиссию. Данные о нарушениях собирал так называемый ежеквартальный инспектор, уполномоченный муниципалитетом района регистрировать повреждения газона, составлять уведомления о необходимости явки в администрацию и доставлять их владельцам автомобилей. Комиссия при администрации, вне зависимости от присутствия нарушителя (информация о котором запрашивалась в ГИБДД), очень часто принимала решение о привлечении к ответственности по ст. 19.1 Закона об административных правонарушениях в Екатеринбурге.
В феврале 2016 г указанная статья «Самовольное оставление автотранспорта на газонах, детских площадках, спортивных площадках» признана несовместимой с федеральным законодательством Российской Федерации.
В настоящее время в области действуют правила создания, содержания и защиты зеленых насаждений на территории муниципального района «город Екатеринбург», что свидетельствует о недопустимости повреждения газона, но ответственность за это не предусмотрена.