Кадастровый учет и регистрация объекта недвижимости устанавливаются на законодательном уровне. При покупке загородного дома, земли или даже склада регистрация в госреестре обязательна. Что это за процедура?
Нормативное регулирование
Кадастровый учет объектов недвижимости подразумевает не только регистрацию в реестре, но и его полное описание с выделением отличий. Объектами учета становятся все виды недвижимости. Реестр включает всю информацию как о владельце, так и об объекте.
По окончании процедуры присваивается кадастровый номер и собственник получает кадастровый паспорт. Согласно закону, кадастровый учет является обязательной процедурой. По земельным участкам — с 1 января 2008 года, по застройкам — с 1 января 2013 года.
На сегодняшний день полное владение и распоряжение недвижимостью невозможно без надлежащей регистрации. Если земля или дом не зарегистрированы, они не могут быть проданы или переданы в дар.
До 2018 года данные о регистрации земли и прав собственности вводились в несколько баз данных, что существенно усложняло процесс оформления недвижимости и регистрации прав собственности. Владельцам пришлось обратиться в два независимых государственных учреждения.
С 2018 года регистрация осуществляется на основании Федерального закона от 28.07.2012 г. 218 «О государственной регистрации недвижимого имущества». Этот закон объединил основы Госкомимущества и Единого государственного реестра юридических лиц в единую базу. Теперь собственникам остается только обратиться с документами в Росреестр.
Особенности
Подразделения Росреестра занимаются вопросами регистрации и регистрации собственности. Для подтверждения прав и гарантий собственника на объект проводится кадастровая съемка. Бухгалтерский учет требуется для следующих типов объектов:
Право на обращение в Росреестр принадлежит следующим категориям:
- владельцы земли и домов;
- арендатор, если договор заключен сроком на 5 лет;
- землепользователи, имеющие бессрочное право пользования.
Другие заинтересованные стороны также могут предоставить документацию. Это могут быть органы муниципальной или государственной власти, государственные структуры и частные компании.
Основные этапы
Процедура регистрации недвижимости в кадастровом реестре предполагает личное обращение собственника. К заявке прилагается полный пакет документов. Обычно происходит одновременная регистрация права собственности с регистрацией. Но можно сделать кадастровый учет без регистрации прав. Данная процедура предназначена для случаев, когда меняется собственник, меняются основные свойства объекта или подтверждаются существующие права.
Заявление и пакет документов принимаются через:
В последнем случае документы принимаются и передаются в Росреестр только для проведения регистрационных действий. В этом случае срок регистрации немного увеличивается, так как требуется время на отправку документов.
Если вы предпочитаете личное обращение, вы можете подать заявку в любое территориальное отделение МФЦ или Росреестра без привязки к местности, где находится субъект регистрации.
Соблюдается следующая последовательность действий:
- Подготовка пакета документов.
- Уплата государственных пошлин.
- Вручение документов и квитанций.
- Получить выписку из ЕГРН.
Основное внимание стоит уделить первому этапу, когда идет подготовка необходимых документов. Они перечислены в ст. 18 ФЗ № 218. К документам при их выдаче прилагаются заявление установленного образца и гражданский паспорт владельца.
Перед подачей документов вам необходимо оплатить госпошлину. Установлена следующая ставка:
В случае внесения только изменений пошлина составляет 200 рублей для граждан и 600 рублей для компаний. В качестве подтверждения оплаты принимается один из следующих документов:
- копия платежного поручения;
- чек;
- чек.
Когда пакет документов будет полностью подготовлен, его нужно отправить вместе с заявкой. Это можно сделать через онлайн-сервисы, лично или через доверенного лица. В последнем случае также потребуется паспорт уполномоченного лица и нотариально заверенная доверенность. Сотрудник проверит документы и выдаст квитанцию об их получении с указанием даты, когда вы можете прийти за готовыми документами.
На завершающем этапе заявитель должен прибыть в указанное время для получения документов и выписки из ЕГРН. Последний подтверждает внесение объекта в реестр.
Необходимые документы
Какие документы необходимы для кадастрового учета для проведения процедуры впервые? Вам понадобится следующее:
Договор купли-продажи, дарения или обмена может использоваться как документ, подтверждающий право собственности. Также предоставляется решение суда, свидетельство о приватизации или право наследования. Заявление предоставляется при обращении к сотруднику Росреестра или МФЦ.
Если собственником выступает несовершеннолетний, документы представляет законный представитель. Родители или опекуны выступают в качестве законных представителей. Дополнительно вам необходимо предоставить следующее:
- паспорт законного представителя;
- свидетельство о рождении детей до 14 лет;
- паспорт ребенка, если ему 14 лет.
Все документы представлены в оригинале. Сотрудник сделает необходимые копии документов. Оригиналы будут возвращены вам в конце процесса регистрации.
Сроки
Согласно Федеральному закону от 25.07.2012 г. 218 «О государственной регистрации недвижимого имущества» срок кадастровой регистрации объекта недвижимого имущества и регистрации права собственности регулируется достаточно строго. На сегодняшний день существенно сократились сроки:
Если заявка подается через МФЦ, срок увеличивается в среднем на 2-3 дня. Если транзакция аутентифицирована, на регистрацию уйдет 3 дня. А при получении документов онлайн регистрация осуществляется за один день.
Закон увеличил сроки приостановления кадастрового учета и регистрации прав. Теперь они имеют следующую продолжительность:
- до 3 месяцев с момента решения регистратора;
- до 6 месяцев по желанию сторон.
Таким образом, собственник может одновременно оформить право собственности и зарегистрировать объект. Для этого нужно отправить заявку с пакетом документов в МФЦ или Росреестр. По истечении срока собственник получит выписку из ЕГРН.