Приватизация служебного жилья в России влечет за собой практически неразрешимую проблему, поскольку в соответствии с Законом РФ № 1541-1 устанавливает прямой запрет на передачу этих жилых помещений в собственность граждан. Однако есть варианты перевода офисного жилья в частную собственность.
Что это такое
Законодательный запрет на приватизацию служебных квартир напрямую связан с целевым назначением этих объектов недвижимости: они предоставляются специализированным муниципальным фондом на период трудовых или служебных отношений. При этом можно выделить следующие особенности служебного жилья:
Также следует учитывать, что выделение офисной жилой площади происходит без соблюдения правил приоритета, регулируемых Жилищным кодексом РФ.
Основания для приватизации служебного жилья
Согласно правилам Жилищного кодекса РФ, после потери работы или служебных связей с государственным или муниципальным учреждением граждане должны покинуть свои дома. Если этого не происходит, собственник служебного жилого фонда имеет право потребовать принудительного выселения из занимаемой недвижимости.
На процедуру принудительного выселения распространяется общий срок давности в три года, и некоторые категории граждан не могут быть выселены из этих квартир (например, семья погибшего военнослужащего). Однако даже несоблюдение срока принудительного выселения или отсутствие оснований для таких действий не дает права на приватизацию этих квартир.
Причины юридической перерегистрации жилищных прав офисов следующие:
Собственник недвижимости вправе принимать любое решение о продаже служебных квартир, в том числе их передаче гражданам по программе приватизации. Причины, по которым может быть принято такое решение, содержатся в локальных правовых актах или внутренних документах собственника фонда (например, к таким причинам может относиться наличие значительного опыта работы в государственном или муниципальном учреждении).
В этих условиях граждане имеют право требовать приватизации без необходимости получения дополнительного административного акта или судебного решения. В этом случае дальнейший порядок оформления документов на приватизационную операцию будет полностью соответствовать стандартной процедуре, установленной Законом № 1541-1.
Выдача административного акта об исключении квартиры из номера фонда обслуживания может быть обусловлена следующими обстоятельствами:
После опубликования постановления главы местного самоуправления с квартиры снимается статус служебного жилья, после чего этот документ передается в уполномоченный орган для оформления всех приватизационных форм.
В ряде случаев разрешается решить эту проблему через судебные инстанции, а инициаторами обращения в суд выступают жильцы служебной квартиры.
Приватизация служебной квартиры через суд
Рассмотрение жилищных споров, включая снятие служебного статуса с квартиры или устранение препятствий к приватизации, подпадает под юрисдикцию судов общей юрисдикции (районных или городских судов). Основаниями для обращения в суд будут следующие обстоятельства:
- присвоение квартире статуса служебного проживания после ее фактического присвоения гражданам;
- ошибочное включение квартиры в фонд услуг при отсутствии законных оснований;
- наличие в муниципальном жилищном реестре неправильной регистрации о состоянии служебного жилья, хотя соответствующий административный акт не оформлен.
Процедура предоставления офисных площадей гражданам предполагает издание конкретного постановления, при этом недвижимость уже должна иметь указанный статус. Если гражданам действительно будет предоставлена квартира, не имеющая официального жилищного статуса, последующее издание административного акта будет незаконным и жители смогут подавать заявки на участие в приватизации на общих основаниях.
Кроме того, в фонд услуг часто входят объекты недвижимости, которые могут быть предоставлены только в рамках договоров социальной аренды. Если такие случаи будут подтверждены в судебном порядке, решение местных властей будет отменено.
Другой вариант обращения в суд — иметь справку о статусе жилищной службы, хотя в действительности решение властей не будет принято. На практике такие случаи могли иметь место при передаче жилого фонда из ведомственного подчинения в муниципальную собственность, когда все переданные объекты считались служебными без надлежащей регистрации.
Поскольку принятие соответствующих правовых актов индивидуального характера является обязанностью местных властей, именно они должны будут доказывать свою правоту при рассмотрении обращений граждан. По требованию истца или по инициативе судебного учреждения ответчик должен будет предоставить все документы, относящиеся к спорной квартире.
Содержание решения суда, вынесенного при рассмотрении данных споров, может быть следующим:
После утверждения судебного акта граждане должны подать его в уполномоченный муниципальный орган вместе с пакетом документов для приватизации. Все дальнейшие действия будут осуществляться в соответствии с законом n. 1541-1, а в итоговом договоре приватизации и правоустанавливающих документах отметка о служебном статусе квартиры будет отсутствовать.