Бесплатная приватизация земли для граждан РФ доступна только один раз в жизни. Подробнее.
Вы можете стать владельцем земельного участка, купив его или приватизировав. Возможна приватизация земель муниципального образования или государства, как указано в Земельном кодексе Российской Федерации, Федеральном законе от 25.07.2012 г. 137 от 25 октября 2001 г и в Федеральном законе № 171 от 23 июня 2015 г.
Закон позволяет бесплатно приватизировать земельный участок:
Все граждане Российской Федерации имеют право приватизировать землю бесплатно, но только один раз в жизни. Во всех остальных случаях земля может быть приобретена муниципалитетом только по кадастровой стоимости, рассчитанной по ставке земельного налога для данной категории целевого использования.
Отказ от приватизации может быть получен только при:
Отказ выдается заявителю в письменной форме, и муниципалитет имеет право обосновать это только соответствующими положениями федерального законодательства, но не местными нормативными актами.
Приватизация земли: пошаговая инструкция
В целом процесс приватизации любого земельного участка состоит из 5 основных этапов:
Этап 1: укомплектовать пакет документов
Начиная с Приказа Минэкономразвития РФ от 21 декабря 2010 г. 1 был опубликован 12 января 2016 года, список земель, необходимых для приватизации, был изменен и теперь выглядит следующим образом:
- Декларация, содержащая просьбу о предоставлении бесплатно конкретного земельного участка, находящегося в частной собственности, либо заключается договор купли-продажи земли для приватизации (границ пока нет, необходимо провести осмотр и назначить номер кадастровый) — арт. 39.15 ТК РФ;
- Если сайт получают бесплатно на 6 лет, пишут заявление с просьбой о прекращении этого права.
- Паспорт заявителя и, если документы представлены уполномоченным представителем, нотариально заверенная доверенность.
- Если заявитель состоит в законном браке, предъявляется документальное согласие супруга (нотариально заверенное);
- Документ, подтверждающий право заявителя на использование этой земли;
- Кадастровый паспорт и выписка из Единого государственного реестра для данного участка и, при отсутствии кадастрового номера, соответствующее подтверждение его отсутствия;
- Для сотрудников муниципальных органов, должности которых включены в перечень, утвержденный законом субъекта Российской Федерации, предоставляется документ, подтверждающий факт занятия.
- Если документы представлены многодетной семьей, представляется документ о наличии условий для предоставления земельного участка (ст. 39.5 ТК РФ);
- Для особых категорий граждан утвержден специальный документ, подтверждающий право на приватизацию (ст. 39.5 ТК РФ).
Поскольку в каждом случае важно, какой участок приватизируется и на каком основании, общий список можно дополнить документами, перечень которых предоставляет регистрирующий орган.
Этап 2: подача документов
Вся подготовленная документация тщательно проверяется: нет неточностей в датах, ошибок и опечаток. Пакет документов необходимо отправить по адресу:
- Администрация муниципального образования.
- Территориальное управление Росимущества.
В первом случае документы представляются на землю, находящуюся в собственности муниципального образования, а во втором — на государственную собственность. Узнать это несложно: собственник указан в выписке из ЕГР. Документы принимаются на основании инвентаризации, а затем проверяются в течение 30 дней. После этого можно переходить к следующему этапу или при получении отказа заполнить пакет документов, устранить препятствие или выбрать другую площадку для приватизации.
Этап 3. Постановка на кадастровый учет
Эту фазу проводят те, кто приватизирует землю без границ или приватизирует с указанием границ. Границы уточняются за счет заявителя, путем заключения договора с кадастровым инженером. При этом границы уточняются или реформируются. По окончании всей процедуры можно запросить в Росреестр заявку на внесение данного участка в кадастру.
Этап 4. Решение уполномоченного органа
Если границы участка известны, он правильно прописан в земельной книге, у вас на руках есть кадастровый паспорт и выписка из Единого государственного реестра записей, вы можете обратиться в муниципалитет для принятия решения о выделении земельного участка. Указанный участок в собственность заявителя бесплатно. Это решение муниципального образования, оформленное в письменной форме и заверенное надлежащим образом, станет правовой основой для регистрации права собственности (статья 39.15 Федерального закона № 178).
Этап 5. Регистрация права собственности
В Росреестр по адресу приватизируемого земельного участка представлены следующие документы:
- Декларация.
- Паспорт заявителя.
- Решение муниципалитета о предоставлении земли для приватизации.
- Квитанция об оплате госпошлины (350 руб.).
Если у регистрирующего органа нет претензий к предоставленной документации, заявителю будет предоставлена выписка из ЕГРЮЛ в течение 10 дней, подтверждающая завершение регистрации. С этого момента собственник будет регулярно информироваться о необходимости уплаты земельного налога (0,3% от стоимости земли, определяемой кадастром).