Штраф за распространение ложной информации о коронавирусе 🤥😷

Пандемия COVID-19, объявленная ВОЗ в связи с ситуацией с коронавирусом 2019-nCoV, несомненно, беспокоит большинство людей на планете. Такие социально значимые инциденты всегда сопровождаются распространением паники, огромным потоком информации — официальной, частной, экспертной и, к сожалению, часто ненадежной. Столкнувшись с реальной угрозой здоровью граждан, дезинформационное наполнение может иметь катастрофические последствия, поэтому ответственность за распространение таких данных закреплена законодательно.

О штрафах за подделки коронавируса мы поговорим в этой статье.

Об изменениях в законодательстве

Приняты изменения, существенно повышающие ответственность за распространение заведомо ложной информации, в том числе о ситуации с коронавирусом. Дополнительный материал обновлен с учетом внесенных изменений.

Что такое «недостоверная общественно значимая информация»?

Рассматриваемая проблема является частью регулирования административного законодательства. Основные положения указаны в частях 9, 10, 10.1, 10.2 и 11 статьи 13.15 КоАП РФ. Основываясь на этой информации и распространенных языковых формах, мы определяем, что «ложный» жаргон (от false English — ложный, ложный, обман) в официальном правовом поле означает:

Заведомо ложная информация, имеющая общественное значение, распространяемая под предлогом надежности и потенциально опасная для людей, общества, государства и т.д., если она не подпадает под действие уголовного закона, регулируется статьей 13.15 Кодекса об административных правонарушениях. Российская Федерация.

Описание угроз и их последствий, делающих недостоверную информацию социально значимой, четко указано в статье 13.15 КоАП РФ:

  • эпидемии;
  • эпизоотические заболевания.
  • ущерб жизни / здоровью;
  • повреждение имущества;
  • возникновение беспорядков;
  • угроза общественной безопасности;
  • вмешательство в работу (или ее полное прекращение):
  • средства жизнеобеспечения;
  • транспортная инфраструктура;
  • социальная сфера;
  • кредитные учреждения;
  • объекты энергетики, промышленности или связи.
  • Обращаем ваше внимание, что аналогичный перечень указан в примечании к статье 207.1 УК РФ (подробнее об этом позже), где он характеризует «Обстоятельства, угрожающие жизни и безопасности граждан», т.е возможность применения этой статьи.

    В результате, если угроза, создаваемая подделкой, не подпадает под одно из этих определений, статья не может быть применена, что не означает, что другие законы, например, о государственной безопасности, не могут применяться, но на практике это не так применимо к ситуации с коронавирусом.

    На кого распространяется ответственность?

    Административное законодательство предусматривает, что положения статьи 13.15 КоАП распространяются на ложную информацию, распространяемую в средствах массовой информации, а также в информационных и телекоммуникационных сетях. Следовательно, все печатные и электронные публикации, сайты, независимо от типа регистрации, службы обмена мгновенными сообщениями, социальные сети, группы, действующие в их структуре, сообщества и т.д. Могут попадать в эту категорию

    В случае личных страниц, блогов, личных аккаунтов в социальных сетях напрямую участвует автор материала — фальшивка, в случае СМИ — руководство публикацией.

    Другими словами, почти каждый может попасть в эту категорию, но для того, чтобы эта ложная информация соответствовала двум вышеуказанным условиям: быть заведомо неверной и иметь социально значимые последствия.

    Еще один важный момент — это слово «раздача». Многие политики высказывают мнение, что распространение означает авторство и позиционирование, но не повторное издание. Однако будьте осторожны, комментарий не является законом, но в статье 13.15 КоАП он четко указан на раздаче. Но здесь не следует забывать, что статья применима только тогда, когда показано, что человек заранее (сознательно) знал о ложности сообщения.

    upd. 30.04.20. Разъяснение Верховного суда

    Недавно Верховный суд РФ выпустил специальный обзор по правоохранительным вопросам в связи с коронавирусом. Основные положения, касающиеся распространения подделок, включают:

    1. Обе статьи 207.1 / 207.2 Уголовного кодекса Российской Федерации и статья 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (подробнее о статьях ниже) могут применяться в ситуации, созданной коронавирусом.
    2. Уголовное право (ст. 207.1 УК РФ) включает случаи публичного разглашения заведомо ложной информации о COVID-19, в том числе:
    3. о самом вирусе / болезни;
    4. о принимаемых мерах по борьбе с ними;
    5. способы защиты.
    6. Публичное распространение — это не только публикация в средствах массовой информации или в Интернете, но также (в том числе):
    7. выступать на встрече, собрании;
    8. раздача листовок;
    9. баннеры, плакаты и др.

    Кроме того, ВС РФ подтвердили, что основное различие между административной ответственностью за фейки о вирусе К и уголовной ответственностью по статьям 13.15 КоАП РФ и 207.1 УК РФ заключается в следующем: преднамеренность действий и уровень социально значимых последствий.

    Например, распространение фейков с целью провокации беспорядков, панических провокаций среди населения, нарушение общественного порядка — может квалифицироваться по части 1 статьи 207 Уголовного кодекса Российской Федерации, а в присутствии потерпевших — в соответствии со статьей 207.2 УК РФ.

    Какой закон предусматривает наказание за распространение фейковых новостей?

    Согласно принятым поправкам, ложная информация может подпадать под следующие правила:

  • Статья 13.15 КоАП РФ — вышеуказанные нормы административного права.
  • Статья 207.1 УК РФ — публичное распространение фейков, представляющих угрозу жизни / безопасности граждан.
  • Статья 207.2 УК РФ — то же, но с тяжкими последствиями.
  • Часть 1 статьи 237 УК РФ — искажение информации, создающее опасность для жизни или здоровья людей.
  • Кроме того, могут использоваться другие правила, например, статья о диффамации и т.д.

    Ответственность за распространение ложной информации о коронавирусе

    Размер штрафов за распространение ложной информации о коронавирусе достаточно высок. По мнению парламентариев, принявших эти поправки к Административному кодексу, это должно побудить их не нарушать закон. В любом случае размер санкции увеличивается в зависимости от последствий, а также количества преступлений, указанных в этой статье.

    Условия Статья КоАП Санкции
    Первое нарушение, создающее угрозы часть 9 статьи 13.15
  • Для граждан: 30 — 100 тыс. Руб.
  • Для чиновников: 60 — 200 тыс. Руб.
  • Для юридических лиц: 200 — 500 тыс. Руб.
  • Угрозы / препятствия или второе нарушение части девятой часть 10 статьи 13.15
  • Для граждан: 100 — 300 тыс. Руб.
  • Для чиновников: 300 — 600 тыс. Руб.
  • Для юридических лиц: 500 тыс. — 1 млн руб.
  • Распространение фейков в СМИ и Интернете под предлогом достоверной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу для жизни и безопасности граждан, а также о мерах безопасности, методах и способах защиты от таких обстоятельств часть 10.1 статьи 13.15 Только для юридических лиц: штраф от 1 500 000 до 3 000 000 рублей.
    То же, что и в статье 10.1, но приводит к смерти, ущербу здоровью, имуществу, общественному порядку и т.д. часть 10.2 статьи 13.15 Только для юридических лиц: штраф от 3 000 000 до 5 000 000 рублей.
    Повторное нарушение согласно пунктам 10, 10.1 и / или 10.2 часть 11 статьи 13.15
  • Для граждан: 300 — 400 тыс. Руб.
  • Для чиновников: 600 — 900 тыс. Руб.
  • Для юридических лиц: 5 — 10 млн руб.
  • Кроме того, все статьи для физических и юридических лиц предполагают возможность конфискации «объекта административного правонарушения».

    Предусмотрена ли уголовная ответственность за распространение слухов?

    Помимо предыдущей статьи 237 УК РФ, недавно были введены новые нормы, которые отражены в статьях 207.1 и 207.2. Данные несколько пересекаются друг с другом, но новые положения точнее указывают на подделки. Разбираем каждую статью отдельно.

    Сокрытие или искажение информации

    Нормы статьи 237 УК РФ в первой части говорят о случаях, когда информация была скрыта или искажена, что привело к печальным последствиям, но само сокрытие / искажение было совершено лицом, которое оно было обязано предоставить эту информацию физическим или юридическим лицам для устранения таких последствий.

    То есть здесь можно скорее говорить о чиновниках, чиновниках и использовать статью для СМИ, блогеров и частных лиц было практически невозможно. Следовательно, нужны были новые. На всякий случай напоминаем, что санкции по ч. 1 ст. 237 УК РФ — штраф до 300 000 рублей либо принудительные работы до 2 лет, либо лишение свободы до 2 лет.

    Публичное распространение опасных фейков

    Это уже новая статья — 207.1 УК РФ, и направление ее действия более определено. Он используется, когда одновременно присутствуют следующие факторы:

  • Информация заведомо ложная.
  • Подделка опубликована публично.
  • В результате возникла угроза безопасности или жизни людей.
  • В качестве наказания может быть применен штраф от 300 000 до 700 000 рублей (или заработная плата / доход за 12-18 месяцев), принудительные работы до 360 часов, исправительные работы до 12 месяцев или ограничение свободы до 3 лет.

    Опасные фейки с серьезными последствиями

    Случаи подделки, повлекшие за собой проблемы со здоровьем или смерть, выделены в отдельную статью — 207.2 УК РФ. Штрафы за нанесение вреда здоровью следующие:

  • Штраф от 700 000 до 1 000 000 рублей, или
  • Корректирующие работы — до 1 года, или
  • Принудительный труд — до 3-х лет, или
  • Лишение свободы — до 3 лет.
  • Если преступление повлекло смерть или другие серьезные последствия:

  • Штраф от 1 500 000 до 2 000 000 рублей, или
  • Коррекционные работы — до 2-х лет, или
  • Принудительный труд — до 5 лет или
  • Лишение свободы — до 5 лет.
  • Размер санкции в обоих случаях может исчисляться на доход правонарушителя: до 18 месяцев в первом случае или от 18 до 54 месяцев во втором.

    Можно ли применять статью о клевете?

    Что касается применения статьи о клевете, то она также подразумевает не только ложную информацию, порочащую честь и достоинство, но и знание подозреваемым о недостоверности такой информации. В правоприменительной практике согласно статье 128.1 УК РФ достаточно сложно доказать первоначальное знание ложности информации, так как человек может искренне поверить в предоставленную информацию или основываться на недостоверных фактах, что он считается реальным (так называемая «иллюзия добросовестности»).

    В нашем контексте мы можем дать следующее пример… Человек А после получения информации из СМИ сообщил в социальной сети, что человек Б инфицирован. Человек Б здоров и считает его дискредитирующим. Однако привлечь человека А по статье 128.1 УК РФ будет непросто, поскольку он опирался на информацию из внешнего источника. С другой стороны, в отношении СМИ, которые изначально опубликовали фальшивку, может быть отдельное производство, в котором многое будет зависеть от того, знали ли сотрудники издания сознательно, что они публикуют ложь.

    То есть лицо, считающее себя потерпевшим, может возбудить дело на основании части 1 статьи 128 УК РФ. Однако перспективы такого дела без привлечения к процессу квалифицированного юриста весьма туманны.

    Есть ли ответственность за шутки про коронавирус?

    Еще один довольно сложный аспект — это шутки в Интернете о коронавирусе. Была ложная информация, что ничего подобного нельзя делать под угрозой наказания. Непосредственно в законах таких положений нет. Некоторые депутаты Федерального Собрания РФ даже дают «обещание» не штрафовать за шутки.

    Однако здесь нужно быть предельно осторожным:

    1. Обещания депутатов «нельзя сшивать по делу»: полиция действует по нормам закона, а не по чьим-то обещаниям.
    2. Само понятие «шутка» довольно расплывчато, и что именно под ним понимать — спорный вопрос.

    В результате публикация или репост любого юмористического мема о коронавирусе в Интернете вряд ли приведет к привлечению к ответственности. Но настоящую фальшивку, подпадающую под действие упомянутых статей Кодекса об административных правонарушениях и Уголовного кодекса Российской Федерации, нельзя преподносить как шутку. В процессе будут использоваться языковые и другие навыки.

    Кто будет определять фейки и штрафовать?

    Это очень интересный вопрос. Что касается административного законодательства, право признать информацию ложной принадлежит лично Генеральному прокурору и его заместителям. То есть определение наличия заведомо недостоверной информации поручается ограниченному кругу лиц, причем исключительно на федеральном уровне. Те, кто не согласен с решением соответствующих должностных лиц, могут обжаловать его в суде.

    Сможет ли Генпрокурор и его заместители охватить все информационное пространство? Неправильно, нет.

    Таким образом, полномочия по возбуждению административного дела по частям 9, 10, 10.1, 10.2 и 11 статьи 13.15 КоАП РФ имеют не только правоохранительные органы (которые имеют их практически по всем делам об административных правонарушениях).), но и Роскомнадзор. В этом случае необходимо сообщить в прокуратуру в течение 24 часов с момента составления протокола и принятия решения по таким делам, в частности о назначении штрафа.

    В измененной статье 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации теперь указано, что предварительные следственные действия по статьям 207.1 и 207.2 Уголовного кодекса Российской Федерации производятся Следственным комитетом.

    Процедура блокировки ресурса в случае обнаружения фейков

    Это отдельная процедура, предусмотренная п. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.07.2012 г. 149. В общих чертах процесс выглядит так:

    1. Уполномоченные лица обнаруживают информацию, которую они считают недостоверной — ложной.
    2. Оформив инцидент соответствующим образом, Генпрокуратура направляет в Роскомнадзор запрос на ограничение доступа к ресурсу, разместившему фальшивку.
    3. Роскомнадзор обращается в редакцию / руководство ресурса, которое обязано немедленно прекратить доступ посетителей к этой информации.
    4. Если требование не выполняется, Роскомнадзор обращается к провайдеру этого ресурса с просьбой запретить доступ ко всему сайту публикации.
    5. Если издание решит выполнить требования Роскомнадзора и исключить конкретную ложную информацию, его функциональность будет восстановлена.

    Это может быть актуально как для крупных публикаций, так и для страниц в социальных сетях. Только агрегаторы новостей выделяются в отдельное правовое поле, их деятельность регулируется их собственными законами.

    Заключение

    Есть ли ответственность за подделки коронавируса? Да, и, как видите, временами это очень серьезно. Но во всех этих случаях есть много нюансов и процедурных сложностей. Это может быть трудно понять без профессионального адвоката, и имеет ли смысл доводить дело до конца, когда вы можете получить свою первую юридическую консультацию совершенно бесплатно? Для этого вам достаточно позвонить по указанным выше номерам или написать о своей проблеме через специальную форму в этой статье.

    Ждите ответа. Получите рекомендацию. Защищая свое здоровье от коронавируса, не забывайте защищать свои права.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Скорая юридическая помощь онлайн
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: