Ежедневно в России около 1000 пассажиров сталкиваются с отменой или задержкой рейсов. Перевозчики не всегда соглашаются вернуть деньги за билет. Многие компании пользуются правовой безграмотностью своих клиентов.
Недобросовестные предприятия уклоняются от возмещения прямого и косвенного ущерба, уплаты штрафов и компенсации морального вреда. Как защитить права, когда поездка прерывается, рассказали юристы.
Что делать при задержке рейса
Пассажир должен запросить разъяснения сразу после объявления об изменении времени отправления. Представители транспортной компании обязаны сообщить заказчику причины задержки, а также огласить примерный срок ожидания. Кроме того, граждане должны быть в курсе событий.
Кроме того, пассажиры имеют право на бесплатные услуги:
Требования к бесплатному обслуживанию закреплены в федеральных авиационных правилах. Перевозчики не могут игнорировать правила.
Кроме того, пассажир имеет право получить оплату наличными. В случае отмены рейса транспортная компания обязана вернуть стоимость билета. Для этого сотрудник аэропорта отмечает задержку рейса в посадочном талоне. Далее вам нужно будет подать заявку с указанием банковских реквизитов для перевода. В большинстве случаев проблема решается оперативно.
Как получить компенсацию убытков
Получить полную компенсацию ущерба пассажирам будет сложнее. Такие споры редко разрешаются во внесудебном порядке, но процессуальные нормы требуют подачи жалобы. В обращении заказчик должен указать личные данные, контакты, день и время покупки билетов, информацию о рейсе, а также размер компенсации. Все факты должны быть задокументированы. Лучшее доказательство — заверенное свидетельство о задержке вылета из аэропорта.
Суд также принимает альтернативные доказательства. Затем во время встречи дадут юридическую оценку посадочным талонам с признаками отложенного вылета, сообщениями о времени вылета и прилета. Квитанции о дополнительных пассажирских расходах не будут лишними. Так, если перевозчик проигнорировал правила авиации, необходимо приложить квитанции об оплате отеля, счета в ресторане, распечатки телефонных разговоров. Уклонение обвиняемого от разрешения спора будет доказано копиями вопросов и ответов на них.
При обращении в суд важно правильно рассчитать компенсацию. Его размер во многом зависит от типа полета. Внутренние перевозки регулируются Воздушным кодексом Российской Федерации. В отношении международных рейсов применяются положения Монреальской конвенции, ратифицированной в апреле 2017 года.
Если внутренний рейс задерживается перевозчиком, пассажир получает 25% минимальной заработной платы за каждый час ожидания. Общая сумма не должна превышать половину стоимости билета. Что касается полетов в пределах Европейского Союза, правила нет. 261/2004. За 3 часа опоздания авиакомпания платит от 250 до 600 евро. Компенсация за задержку международного рейса рассчитывается в соответствии со специальными правами заимствования — SDR. Компенсация может доходить до 4150 единиц. На конец января 2021 года 1 SDR был равен 105,6776 руб.
Вина перевозчика не оспаривается в следующих случаях:
Невозможно требовать компенсации морального вреда и денежной санкции, если задержка вызвана форс-мажорными обстоятельствами. В такой ситуации перевозчик возмещает только стоимость билетов. Определение непреодолимого обстоятельства содержится в ст. 401 ГК РФ, ст. 120 ВК РФ и арт. 19 Монреальской конвенции.
В заключение отмечается неоднозначность судебной практики. Слуги Фемиды встают на сторону пассажиров только в случае явного и серьезного нарушения закона. Компенсацию можно будет вернуть, если будет продемонстрировано ненадлежащее исполнение договора перевозки. Во время встречи вам необходимо будет обосновать заявленную сумму убытков, а также причинно-следственную связь между ущербом и действиями транспортной компании.